Видео о нашей
компании

Самостоятельно согласовывать строительство в охранной зоне электросетевого объекта вы не должны

25 октября 2022 года, 14:30просмотров: 1736

На «Официальном интернет-портале правовой информации» опубликовано Постановление Конституционного суда РФ от 13.10.2022 № 43-П/2022.

Рассматривалось дело гражданина К., который обратился в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве садового дома на принадлежащем ему земельном участке с видом разрешенного использования «для садоводства», но расположенном в своей основной части в границах охранной зоны линии электропередачи.

 

По результатам рассмотрения обращения вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта строительства, поскольку заявителем не получено согласие на такое размещение у собственника линии электропередачи. Но на ходатайство электросетевая компания отказала в согласовании планируемого строительства.

 

Конституционный суд РФ установил, что орган власти, уполномоченный на рассмотрение заявлений о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемых строительстве или реконструкции, должен самостоятельно обращаться к сетевой организации (Далее – СО) за получением согласования. В случае получения отказа он должен быть обоснован конкретным предотвращаемым риском для объектов электросетевого хозяйства (Далее – ОЭХ), жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц.

 

В постановлении очень подробно и простым языком описывается что такое охранная зона и как проходит согласование с эксплуатирующими организациями. Если интересно - то рекомендуем ознакомиться.

 

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон ОЭХ и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Далее – Правила). Подпункт «а» пункта 10 Правил гласит, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании СО юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

 

На практике данное согласование может быть затребовано в ответ на подачу уведомления о планируемом строительстве жилого или садового дома.

 

Однако, на сегодняшний день, действует положение Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым согласование размещения в границах зоны с особыми условиями использования территории  не требуется, за исключением случаев размещения в границах придорожных полос и приаэродромных территорий до установления подзон (пункт 3 статьи 106 Земельного кодекса РФ, пункт 46 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018).

 

По результатам рассмотрения дела Конституционный суд РФ постановил:

 

Правоприменительные решения по делу гражданина К., вынесенные на основании подпункта «а» пункта 10 Правил подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

 

Признать подпункт «а» пункта 10 Правил, не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой:

  1. его применение в действующей системе правового регулирования к отношениям, связанным со строительством или реконструкцией зданий и сооружений на земельных участках, полностью или частично расположенных в границах охранных зон ОЭХ, является временной мерой до введения в действие соответствующих положений об охранных зонах ОЭХ;
  1. получение физическим или юридическим лицом, планирующим строительство или реконструкцию здания или сооружения (застройщиком) на земельном участке, полностью или частично расположенном в охранной зоне ОЭХ, предварительного письменного решения о согласовании таких действий соответствующей СО не является обязательным условием подачи застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство или уведомления в уполномоченный орган власти о планируемых строительстве или реконструкции здания или сооружения;
  1. после принятия уполномоченным органом власти к рассмотрению заявления застройщика о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемых строительстве или реконструкции данный орган при необходимости получить решение о согласовании таких действий самостоятельно обращается к СО за получением такого решения; при этом нормативно установленный срок выдачи разрешения на строительство или направления уполномоченным органом власти обратного уведомления застройщику продлевается на нормативно установленный срок рассмотрения СО уведомления о согласовании строительства или реконструкции здания или сооружения; кроме того, правило о том, что ненаправление уполномоченными органами в нормативно определенный срок уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) о недопустимости их размещения на земельном участке считается согласованием данными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в этом случае не применяется;
  1. отказ СО в согласовании планируемых строительства или реконструкции здания или сооружения может быть обоснован только указанием на конкретный предотвращаемый таким отказом риск для ОЭХ, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц; данный отказ не препятствует подаче застройщиком нового уведомления после вступления в силу положения об охранных зонах объектов электроэнергетики, утверждаемого Правительством РФ;
  1. разрешение на строительство или обратное уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров здания или сооружения установленным параметрам и (или) о допустимости размещения здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне ОЭХ, полученное застройщиком до вступления в силу нового положения об охранных зонах объектов электроэнергетики, утверждаемого Правительством РФ, не может быть отозвано после вступления в силу данного положения;
  1. при обжаловании в суд застройщиком отказа в согласовании СО строительства или реконструкции здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне ОЭХ, а также при обжаловании в суд застройщиком полученного им отказа в выдаче разрешения на строительство или обратного уведомления уполномоченного органа власти о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров здания или сооружения установленным параметрам и (или) о недопустимости размещения здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне ОЭХ, в связи с отказом в согласовании СО суд обязан содержательно оценивать основания такого отказа, не ограничиваясь только критериями соблюдения процедуры и ссылкой на нормативное требование получить решение СО о согласовании.

 

Фото: iStock.com

Другие разделы

Другие новости

  • facebook
  • facebook
Content
Если вы нашли ошибку на сайте
  • 1) Выделите с помощью мыши область с ошибкой
  • 2) Добавьте комментарий
  • 3) Нажмите "Отправить"


      Отмена

Данный диалог доступен также по нажатию горячих клавиш Ctrl + Enter